イヴの時間 - салон одной яки (yakabito) wrote,
イヴの時間 - салон одной яки
yakabito

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Mousou Dairinin (Paranoia Agent)

妄想代理人



Жанр: сейнен, триллер, насилие, фантастика, комедия
Выходил: февраль – май 2004
Английское название: «Paranoia Agent»
Русское название: «Агент Паранойя»
13 эпизодов
Оценка: 7 из 10


Вот это я понимаю, трава так трава!

Странные преступления происходят в Токио. На первый взгляд – в общем-то банальные: какой-то вооружённый погнутой бейсбольной битой подросток на роликах избивает граждан. Налетает, откуда ни возьмись, бац! – и поминай, как звали. Странно же это всё становится в процессе расследования. Как-то непонятно связаны жертвы, подросток вроде бы один, а иногда нападения совпадают по времени. И самое странное – после нападения жертвы как-то даже более счастливо выглядят, чем до. Что это – деятельность серийного маньяка, социальный феномен, или за этим стоит кто-то третий? В этом нам и предстоит разобраться.

В своё время этот сериал изрядно хвалили. Плюс к тому же он проходит как «подобный» к таким шедеврам как «Паприка» и даже «Эксперименты Лэйн». А так же к «Бугипопу» и «Perfect Blue», который я ещё не смотрела. Честно говоря, по результатам – я примерно чувствую, с чего бы его сравнивают с «Лэйн», но это мне представляется неверным и даже оскорбительным. А ещё там одну из четырёх главных ролей озвучивает Ното Мамико-сама. Значит – просмотр был неизбежен. Забавно, что стоило мне досмотреть этот сериал, как буквально через несколько часов, когда мой собственный обзор был только на середине – Яндекс.Дзен подкинул мне в ленту написанный два месяца обзор на него же с канала Бака-Блог ("Аниме, представляющее собой артхаусную смесь из детектива, шизанутой комедии и психологии") . Я старательно не читала его, но что-то взгляд зацепило, так что могла и позаимствовать. Например, я точно сообразила, что «арт-хаус» здесь очень правильное слово именно благодаря Баке.

Прямо скажем, техническая реализация – это одна их лучших сторон этого произведения. Характерные для «взрослых и серьёзных» сериалов начала нулевых «реалистичные» фигуры и лица, обильные пейзажи с интерьерами. Здесь надо сделать поправку: слово «реалистичные» здесь в кавычках не зря. Потому что до реализма им на самом деле всё же далеко. Что реально – это довольно подробная прорисовка лиц и разнообразие фигур персонажей. То есть есть и толстые, и красивые, и не очень. Скажем прямо: художники поработали отлично, и при сохранении общего стиля одного взгляда на лицо персонажа можно понять – симпатичный это человек, или нет. Беда в том, что симпатичных тут раз, два и обчёлся. Ну, хорошо, не буквально двое, может быть трое-четверо.

Туда же, к великолепной работе следует отнести видеоряд в целом. Режиссёр тоже не лаптем щи хлебает, и в этом сериале очень много совершенно потрясающих кадров. При этом здесь не какие-то удивительные спецэффекты, а классическая, грамотная и даже «олдскульная» работа с ракурсами, общей стилистикой, цветом и светом наконец. По стилю изображения можно понять, находимся мы в реальности или в какой-то фантазии героев. По цветовой гамме – общее настроение. Множество прекрасных деталей, подсказывающих нам что-то. Множество просто великолепных находок «как это снять».

Например, в этом смысле прекрасна история, где Парень-с-битой является к жене экс-оперуполномоченного Икари. Тут и паучьи лилии ненавязчиво так оказываются в кадре, как бы намекая о близости этой прекрасной женщины к смерти, и вообще сама находка, где Парень-с-битой от нас большую часть времени заслонён сёздзи и мы видим его только как теневой силуэт… Прекрасно, просто великолепно! И такого там много.

В общем, с точки зрения картинки – это буквально образец «как надо снимать анимэ». Ну, за одним исключением: я всё-таки предпочитаю наблюдать побольше симпатичных лиц, поскольку и в реальной жизни воспринимаю подавляющее большинство людей как симпатичных, как минимум не отвратительных. Здесь же перекос в сторону ужасных.

С аудиальной точки зрения восторгов поменьше. Да, конечно, Ното Мамико-сама (которая дополнительно озвучила ещё одну второстепенную роль). И ещё Мизуки Нана. И Секи Тошихико, которого я помню начиная с Gundam SEED-ов, где тот играл сначала Рау ЛеКлюзе, а потом Рея ЗаБарреля, но и вообще много интересных мужских ролей у него. Но не могу всё же сказать, что игра сейю там какая-то особо потрясающая. Хотя и очень на уровне. Музыка по ходу действия, то есть саундтрек в классическом стиле тоже не запоминающийся. А вот опенинг с эндингом – очень примечательны. Ну, опенинг ещё туда-сюда. Довольно неплохой, но мне запомнился тем, что как-то неуловимо (не только хоровыми вставками) напоминает опенинг к шедевральному Planetes. С эндингом же вообще всё прекрасно. Эта простенькая и чуточку бредовая мелодия мгновенно залезает в голову и заставляет с истерическим смехом выпучивать глаза и спрашивать: «Что, блин, это только что было?!!» А если ещё прочитать перевод почти неслышного текста – истерика доходит до беготни по потолку, а смех – до гомерического.

И это всё приводит нас к ещё одному выводу. Это в очередной раз «как надо снимать анимэ». В том смысле, что все технические особенности исполнения не просто шикарны по качеству, но и очень хорошо подходят под сюжет.

Дело в том, что сюжет, прямо скажем, изобилует странностями. Некоторые из них можно, конечно, списать на общий арт-хаус и бредовость. Но некоторые, прямо скажем, удивляют. Например, меня буквально всю дорогу удивлял гражданин Икари. Нет, он, конечно, совершенно прав – у повторяющихся однотипных преступлений, сделанных одним и тем же человеком должна быть связь. Представляющая собой не только единство преступника. По какому принципу он выбирает жертву, где и когда предпочитает работать… Ну и вот это всё. Но как он дослужился до старшего оперуполномоченного – не сможет ответить ни один вменяемый человек. И ладно бы его ограниченность в смысле создания рабочих версий. Это как раз объяснимо: часто опер работает по весьма ограниченному набору шаблонных дел, и горний полёт мыслей ему не нужен, за счёт чего и отмирает. Известный факт. Но что он вообще не знает даже самых азов работы со свидетелями и подозреваемыми, что его методы ведения допроса просто изобилуют ошибками, которые из него раз и навсегда должны были выбить ещё в академии… Это, граждане, полная ерунда.

В ту же сторону – феерическая ерунда и с обратной стороной этого вопроса. Вся эта история с «Папочкой» - такой разухабистый бред, что остаётся лишь возводить очи горе. Нет, конечно, как только он полез брать деньги с якудза – его безусловно взяли в оборот. Но всё остальное – непрекращающийся фэйспалм. Начиная с того, что этот товарищ, как заявлено в самом начале – успел отсидеть. Простите, линейный полицейский со сроком за плечаеми? Это, конечно, в детективе возможно. Но тогда он с якудза сотрудничает уже давно, и вся эта история с вымогательством - ни о чём. В смысле: а почему его начали прессовать только сейчас? А уж дальнейшее – это просто полный ужас. А с чего это «он почувствовал облегчение» после нападения Парня-с-битой? Э-э-э, то что коттедж, которым его шантажировали развалился – это, конечно, рычаг давления исчез. Но их уже полным-полно, и коль скоро он оказался дойной коровой – то доить его будут и дальше, просто нажимая на другие рычаги. И с чего он «почувствовал облегчение», если его собственные разбои (а он занимается не только грабежом, но и прямым разбоем) – как раз абсолютно шаблонны и тупы. Разбой – статья тяжёлая, в современном Токио серийного разбойника искать будут серьёзно, такой «висяк» не нужен никому. Так что вычислят голубчика за милую душу и очень скоро. Даже если он завязал (а мы видим, что завязать ему не светит) – то отправиться зону топтать в весьма близком будущем. Не с чего ему выдыхать.

В общем, авторы хотели, конечно, свой психологический триллер и арт-хаусную комедию оформить как детектив… Но в результате оказалось, что в детективе не смыслят ровным счётом ни-че-го-шень-ки. И в общем-то можно это было бы простить, но детективная часть сюжета имеет слишком большую долю в экранном времени.

Другие сюжеты тоже подчас не блещут логикой. Нет, я не говорю о прямо такой уж супер-реалистичной, жизненной логике. Вообще никакой, даже нормальной именно для такого странного и безумного сериала. Например, банальная мелочь: если Саги-сан таки устроила «самострел» и сама сломала себе ногу обрезком трубы – то уже всё. Парень-с-битой тут не задействован раз и навсегда. Нам же говорят, что на трубе её отпечатки и прочие улики. Но вдруг – Парень-с-битой всё-таки опять при делах. Ну не сходится это.

Или всё тоже задекларированное улучшение состояния у Марии. Что, удар по кумполу её заставил всё забыть? Запросто. А что он решил? Ничего. И можно сказать, что ведь типа в этом и одна из идей сериала, что выход Парня-с-битой не решает ничего, но это не так. В некоторых случаях – именно что решает. Что это решение не оптимальное – тут спорить сложно. Но это именно решение. А здесь и того нету.

Так же немного режут глаз некоторые другие мелочи происходящего, как, например, в конце Манива уже в виде бомжующего фрика заходит к отцу Саги-сан – и они прекрасно чаи гоняют. Да, я понимаю, это всё арт-хаусная фантастика, и вообще понятно, что Манива несколько раз подходил, пока не убедил папашу, что с ним вообще можно разговаривать… Но всё равно – выглядит это довольно криво. Именно криво: оно не воспринимается как что-то закономерное даже на общем фоне, надо искать объяснение. То есть проблема не в том, что объяснения нет, или оно дурацкое. Нет, можно сообразить вполне неплохое. А в том, что его вообще надо искать, что изначально ситуация не воспринимается, как уместная.

Туда же можно отнести и сюжет с «кумушками». Честно говоря, я вполне согласна с ними. Для жены писателя – Камохара-сан как-то слишком тормозит, какие байки про Парня-с-битой следует сочинять для таких вот слушателей. Невооружённым… ухом, хи-хи, слышно, что её байки относятся к совершенно другим жанрам, чем те, что рассказывают «кумушки».

В результате, сериал теряет очень много баллов. С другой стороны – в нём много и хорошего.

Вот только что я говорила про кумушек. Этот сюжет прекрасен буквально всем. Хотя истории Камохара-сан и явно выбиваются из жанра сплетен на лавочке, но сами по себе – щикарны. С этого «в очередь!» - я просто в восторге обвалилась под стол и там хихикала, бессильно суча ручками-ножками! Но он прекрасен ещё и в целом, как социальный сюжет. Отлично показано, как городская легенда расползается по лавочкам. Вообще, взаимоотношения домохозяек в большом (но не огромном) доме. Вся эта история отторжения Камохары-сан сначала за то, что она новенькая, «не местная», затем – за неумение вести себя в обществе… А вы как думали, какие сплетни ты рассказываешь или выдумываешь – это тоже поведение в обществе, сюрприз! И реакция самой Камохара-сан на происшествие с её мужем. Выглядит чудовищно, но подмечено очень тонко, а вот так бывает.

Вообще, в плане социальных кунштюков – здесь всё очень здорово проработано (и поэтому настолько режут глаз несоответствия типа разговора Манивы и Саги-отца). Двухсоставная история пацанов-школьников – вообще можно сказать, эталон. Причём здесь совершенно не важно, что они именно школьники, ситуация характерна для любого коллектива. Причём опять же, здесь прекрасны не один, а сразу несколько аспектов. Заметнее всего, конечно, момент из серии «докажи, что ты не верблюд». То есть как только на Ичи падает подозрение, что он и есть Парень-с-битой, причём не настолько уж беспочвенное, по описанию он ведь подходит целиком и полностью, даже ролики золотые… - то всё, пиши пропало. Вырваться из этих подозрений довольно сложно. Именно потому, что они из серии доказательства, что ты не верблюд.

Но есть и другой шикарный сюжет. Очень интересно показано, как омерзительно самовлюблённый и самодовольный Ичи строит версию, отчего это всё началось? Да он ведь по своему поганому характеру другой версии построить и не мог! Конечно же это зависть и недобросовестная конкуренция! Но мало этого, очень сильно показано, как в сущности очень ограниченный Ичи – затем подгоняет всё происходящее именно под свою версию. Любое событие немедленно обретает трактовку именно в рамках данной парадигмы, и как бы служит подтверждением верности оной парадигмы. Это любимая ошибка (как часто мы её видим вокруг, особенно вокруг всякой политоты), когда факту сначала придумывают объяснение в рамках теории, а потом то, что факт имеет объяснение в рамках теории превращается в подтверждение теории этим фактом. Вам в таких рассуждениях ничего странным не кажется? А ничего, вон, некоторые в поздравлении НАСА российскими пользователями Твиттер с успешным пуском пилотируемого космического корабля видят проявление ненависти российских граждан к режЫму Дарта Пу. Вот буквально сегодня во френдленте видела такую прелесть.

Кстати, я не очень поняла причину выбора названия сериала. Паранойя, как мне кажется, тут «засветилась» только у гражданина Ичи. Ну, ещё у этого парня-подражателя. Например, у Харуми – классическая, как по нотам шизофрения (и это не только потому, что раздвоение личности, там реально полный набор симптомов, не слишком известных в рамках обычных клише). Опять авторы халтурят? Вроде бы знают дело, а вроде – опять какая-то ерунда получилась.

В общем, в плане социальном – отличный, просто великолепный сериал. Опять же, шикарные просто самим сюжетом, отчасти абсурдистские, а местами очень даже жизненные истории. Временами – просто очень забавные. Великолепный поворот сюжета с тенью троицы суицидников заставляет хихикать и повторять: «отлично, отлично! Классно придумали авторы!» Есть и волшебный дурдом вроде всех этих супергеройских фантазий сначала у одного, а потом и у второго героя. Которые ещё и очень здорово реализованы. Причём, надо отметить, что реальный вид товарища Манивы – это тоже что-то с чем-то. Эти его очки окулиста, эта его безумная рация – такой вообще писк безумия и какого-то, не побоюсь этого слова, Фоллаута с Мэдмаксом вперемешку! Красота! Или просто обаятельные штучки в виде разговоров бывшего копа и бывшего вора. И да, мешок с традиционным узором – это ведь классика, стиль!

Есть и довольно неплохие производственные зарисовки. Там, где авторы как раз имеют нормальное представление о том, «как это делается». Я здесь, конечно же, про сюжет с анимационной студией. Тут всё как раз очень интересно, грамотно и познавательно. Причём с отличными тонкими деталями, например, что за машины водят помощники продюсеров? Конечно, в «Белой коробке» весь процесс рассказан и показан ещё лучше, ну так «Коробка» она целый сериал специально про деятельность анимэ-студии, а тут небольшой сюжет «сбоку». Не говоря уже о том, что «Коробка» вышла ровно на десять лет позже.

Но помимо всего этого, у сериала есть и ещё очень важная идея. Я немножко её касалась, когда говорила про сюжет с Марией. Действительно, ни то, что Харуми делает, ни даже вмешательство Парня-с-битой проблему Марии не решат. И в результате она (кстати, вызывающая куда бóльшую симпатию, чем Харуми) закономерно возвращается к своим проблемам. Но почему это происходит – лучше всего раскрыто в монологе жены Икари, обращённом к Парню-с-битой. Да, его решения вполне действенны (вообще, конечно, решение через удар битой по кумполу – они действенны всегда). Но они являются по сути своей некоей формой эскапизма. Когда не слишком явного – своим переломом Саги-сан избежала необходимости немедленно выдать новый дизайн, нового сверх-популярного персонажа. Но это именно бегство. Иногда – в самом прямом и очевидном, как окончательно поехавший в свой собственный внутренний мир Икари. А эскапизм – это если и решение одной проблемы, то мгновенное обретение другой. Очевидно же, что жизнь-то тебя больше не угнетает, ежели ты суициднул. Но проблема в том, что ты уже умер. А может быть и вообще – лишь отсрочка. И это не только про Саги-сан. Бедную Марию что – освободили? Она перестала доставать Харуми, потому что её проблему решили? Да нет же, она перестала доставать Харуми потому, что Марию временно отключили! Придёт в себя – ещё и злая будет.

Так что эскапизм – это плохой выход. При этом – он бывает нужен. Иногда очень важно передохнуть. Отложить проблему. Ну, так наверное именно поэтому люди играют в игры, читают книги, танцуют, да то же анимэ смотрят. Главное – это не превращать закуску в еду. Не думать, что от того, что ты забыл о проблеме – она от этого исчезла. Настоящий человек – проблемы именно решает. Даже когда проблема кажется неразрешимой. Ну, скажем, потерял ты любимую работу без шансов возвращения. Нормально, можно погоревать. Даже надраться пару раз. Но не топить горюшко на дне бутылки пока цирроз не доканает. А собраться – и найти другую работу. И другие любимые моменты в ней. Жизнь надо продолжать!

Вот это, пожалуй, два самых главных лейтмотива этого сериала. В сущности, они об одном и том же – как обращаться со свалившейся на тебя проблемой. Во-первых, отдать себе отчёт – почему она свалилась именно на тебя. Ни одна проблема не сваливается на тебя «потому что все вокруг плохие, а я ни в чём не виноват». Ну, пожалуй, кроме самых форс-мажоров. Да и то, давайте начистоту: возьмём самое ужасное. Смерть близкого человека. Нашей вины тут действительно может не быть никакой, люди, увы, смертны, и подчас даже внезапно смертны. Конечно, это горе, шок, стресс и беда. Но если это кажется неразрешимой проблемой то… значит мы виноваты. Мы виноваты в том, что полностью зависимы от покинувшего нас.

А отсюда – второе. Проблему надо решать. Не обязательно сразу. Но рано или поздно. И лучше рано. В том самом крайнем случае – да, мир уже никогда не будет прежним. Но надо встать – и научится жить дальше без покинувшего нас любимого человека, а не сидеть бесконечно, вспоминая, как с ним было хорошо. И, поверьте, как раз полностью забыв о нём – мы ударимся в тот же самый эскапизм, который полным решением проблемы не является.

Вот, на этой странной, минорно-мажорной ноте я и закончу.

Что можно сказать в результате? Сериал однозначно для взрослой аудитории. Даже по самым «техническим» признакам там ограничение 18+ быть должно, вспомним, хотя бы, профессию Марии. Сериал откровенно арт-хаусный и просто-таки укуренный временами. Что кому-то может не понравиться, но в целом в этом есть море весёлого и безумного обаяния. В нём дикое количество косяков, которые не с травой, а об которые бьёшься головой. Но он великолепен с точки зрения техники исполнения, атмосферности, социальных наблюдений и общего посыла: проблемы нужно признавать, осознавать и решать. А не бежать от них.

P.S. Мария, заходи в гости! Я про такие дела знаю немножко с другой стороны, чем «костюмы». Поболтаем, может подскажу чего. ^____^
Tags: anime, fantasy, seinen, thriller, юмор и вообще забавное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments