イヴの時間 - салон одной яки (yakabito) wrote,
イヴの時間 - салон одной яки
yakabito

Categories:

Sora yori mo Tooi Basho

Я вернулась из Франции, но про это расскажу чуть позже. А сейчас - сериал, который я досмотрела буквально за час до отправки на самолёт, но пока гостила - не могла написать про него внятно, потому что не взяла с собой лаптоп.

宇宙よりも遠い場所



Жанр: комедия, современность, психология
Выходил: декабрь 2017 – январь 2018
Английское название: «A Place Further Than the Universe»
Русское название: “Дальше, чем космос”
13 эпизодов
Оценка: 10 из 10


Если очень захотеть – можно в космос полететь поплыть в Антарктиду.

Тамаки Мари, поступая в старшую школу мечтала радикально изменить свою жизнь. Хотя бы раз прогулять уроки, съездить в бессмысленное путешествие… Но в силу нерешительного и трусоватого характера – за первый год из своего плана не реализовала ничего. И вот, в начале второго года – нечаянно сталкивается с девочкой, которая при оном столкновении теряет конверт с аж миллионом иен. Откуда, зачем? Оказывается, эта Кобучизава Ширасе «имела одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» (с) – отправиться в Антарктиду, где несколько лет назад в экспедиции погибла её мать. Так! Вот оно – путешествие! Наша Кимари твёрдо решает присоединиться к Ширасе.

Про этот сериал я услышала от Полковника sam_newberry, но он был достаточно сдержан в своей оценке, поэтому сериал провисел у меня в списке на просмотр непозволительно долго. Потому что на самом деле – он очень классный.

Чисто технически – это весьма достойная, но в целом достаточно средняя работа. Как говорится – «твердая четвёрка». Что по музыке, что по картинке. Понятное дело, фонов очень много – путешествия же! Так же, надо отметить: если что нарисовано – то нарисовано с полным знанием дела. По крайней мере – пейзажи городов, которые я знаю, показаны правильно и с пониманием атмосферы. Да и техника вроде бы не вызывает нареканий. Судя по всему, к «матчасти» здесь подходили очень внимательно.

А так же, что очень для меня важно – начальницу экспедиции озвучивает Ното Мамико-сама! Это, конечно, не четвёрка, а полное «ура-ура-ура!».

И один технический момент, он же нарекание – к русскому переводу. Точнее – к одному-единственному словечку: «гражданская». В переводе так называется экспедиция (и полярная станция), в которую наши девочки стремятся. Это очень плохой перевод. Объясняю почему: в русском языке противоположностью «гражданской» экспедиции или станции является не «государственная», а «военная». При этом, прошу заметить: Антарктида – демилитаризованный материк. Там вообще нет военных объектов. Абсолютно любая и каждая экспедиция и станция в Антарктиде – гражданская. Чем отличается наша? Тем, что она оплачивается частными инвесторами, а не государством. Так что же это за экспедиция и станция? «Негосударственная». Да, я понимаю, слово более длинное. Но оно наиболее правильное, поскольку если мы бы назвали её «частной» - была бы другая не верная ассоциация с частным капиталом, а финансируется она все-таки далеко не только каким-то одним фанатом науки, да и коммерческую выгоду в ближайшее время не принесёт. Так что «негосударственная» и точка.

Раз уж перешли к нареканиям, то и продолжим. Некоторое нарекание вызывает странная манера рисовать людей. Я о том, что довольно часто они обведены по силуэту такой довольно толстенькой белой линией. Получается дурацкое впечатление, что это наклейки, прилепленные на фотографию, служащую фоном. Я понимаю – творческие находки, да. Только вот это – именно «творческие находки» в том самом значении, что я привыкла слышать: необычная и плохая идея. И в целом некоторая упрощённость рисования вообще всего. Впрочем, этот как раз момент я, как ни странно – считаю плюсом, о чём скажу в соответствующей части.

Сюжетных нареканий тут просто масса, но они в целом укладываются в две большие категории. Во-первых, это весьма нереалистичный сюжет в целом. Начиная с того, что так вот лихо влиться в экспедицию, как у девочек получилось – вряд ли получится в реальной жизни. Надо стараться дольше. Не «больше», с этим как раз никаких проблем тут нету. Именно «дольше», не влезешь ты в такое предприятие (будучи школьницей) за несколько месяцев. Даже при таких необычных стечениях обстоятельств. При этом я очень даже допускаю, что именно в подобную экспедицию возникнет желание запихнуть идолицу для репортажей. Но её и уговаривать, и тренировать начнут задолго до. И другие подобные общесюжетные моменты там довольно неправдоподобные встречаются.

Во-вторых, это собственно компания из четырёх (точнее – пяти, ещё подруга Кимари, оставшаяся в Нихонии) девиц. Общее впечатление – это «девицы дурацкие». С ними, казалось бы, плохо всё. Для начала у них просто не складывается характер. То есть вот весь набор тараканов в голове каждой у меня получается собрать в единого человека в случае Кимари (которая, наверное самая дурацкая и раздражающая из всех) и Хинаты (которая наоборот – пожалуй одна из самых симпатичных и заслуживающих уважение). Ни Ширасе, ни Юзуки в цельную личность у меня не складываются.

Затем, девицы дурацкие ещё и потому, что жутко гипертрофированные. В смысле – что если дура, то дурища, если трусовата – то как три Чучундры в центре комнаты… и так далее. В общем – этот аспект мне доставил множество трудностей: я же всегда люблю смотреть если не глазами какого-то персонажа, то хотя бы «находится рядом». Здесь это очень тяжело – и девицы не самые комфортные, да и вообще не слишком складываются в образы. Но здесь есть один нюанс. Который переводит оба этих нарекания в… ну, если не в безусловное преимущество, то по крайней мере вполне оправдывают их появление.

Дело в том, что этот сериал принципиально не задуман как некая пусть и идеализированная, но реальная история. Он не задуман и как фантастика. Он… знаете, даже не агитка. Больше всего это похоже на какой-нибудь психологический тренинг. В нём именно что принципиально идут гипертрофированно яркие картинки, потому что ведущему нужно «достучаться» до участников, причём достучаться сначала эмоционально. Исходя из того, что участник изначально зациклен на своих проблемах и просто не слышит ведущего. В рамках такой концепции становится вполне объяснимо всё: что у девочек характеры воедино не складываются? Так этого и не нужно. Нужно показать некую распространённую проблему… мышления, поведения – и разобраться, как с этим жить. Нужно привлечь внимание, даже несколько шокировать слушателя – и характер становится гипертрофированным. Большим-пребольшим. И сама идея ведь не в том, чтобы объяснить каждому слушателю как конкретно ему разобраться с конкретно его проблемами. А донести до него какие-то ключевые и довольно общие мысли.

Собственно, буквально с первых минут понятно, что одна из ключевых идей, которую сериал пытается… э-э-э-э приживить в душах зрителей – это то, что я вынесла в эпиграф. Понимаете, это мета времени, за полтора-два века человеческий менталитет сильно изменился. Если в конце XIX века людям казалось, что возможно всё, из пушки на Луну – и надо было доказывать, что кое-что просто физически невозможно (например – на Луну возможно, а вот именно из пушки, да ешё и выжить при этом в снаряде – нет)… То в начале XXI века большинство людей ударилось в другую крайность. Современные люди (очень многие, по крайней мере) склонны объявлять «тяжело», «сложно», «я не готов платить такую цену» - «невозможным». Нужно их учить, что есть действительно невозможное, а многое из того, что они невозможным считают – это их собственное заблуждение, это возможно (но объявлено ими непривлекательным за счёт сложности, то есть в конечном счёте – цены за достижение). Вот это-то и поставлено одной из главных целей этого сериала. И для этого специально выбирается яркая, утрированно сложная цель: школьница едет в Антарктиду. Надо показать, что это не «невозможно». Это сложно, это маловероятно, на это мало кто пойдёт – да. Но это возможно. Хочешь – добьёшься. Людям надо дать понять, что это таки возможно, что они – могут!

Вообще, в этом сериале огромное количество именно таких интереснейших психологических моментов. Начиная с того, как Ширасе в секунду мобилизуется и превращается в грозную фурию, как только видит врага – и насколько мягкая и стеснительная она «в обычное время». Надо сказать, что здесь я как раз очень сама её понимаю, поскольку слеплена из того же теста: постоянно стесняюсь, откладываю звонок (вроде бы и нужный) и так далее… Но стоит возникнуть угрозе (да хотя бы своевременному отбытию с работы домой) – как сразу же начинаю зверствовать и вообще зажигать работу в руках. Но это интересные штрихи портретов. А ведь здесь очень много внимания уделяется не только постановке задач, но и их решению.

Как, например, одна из самых потрясающих сцен, когда Ширасе отдаёт Тодо-сан мамин лаптоп! Вот, это решение, решение не цепляться за прошлое, а понять, глубинно понять свою погибшую мать – и не просто идти вперёд, но и сделать так, как ей (матери) было бы правильно! Вообще, надо сказать, что в этом смысле сериал просто чудовищно слезодавильный. В наилучшем смысле – какой-то светлый катарсис понимания, перевала через очередную вершину, осознанного и прекрасного выбора происходит буквально каждую серию. Я натурально не вспомню ни одного (разве что «Ария») сериала, где бы я, будучи совершенно трезвой – счастливо ревела буквально каждые 15-20 минут. Там всё, там и формирование дружбы через настоящее понимание и уважение. И верные решения, даже в довольно комичных ситуациях. Например, когда моя вторая любимица Хината потеряла загранпаспорт – я, честно говоря, сразу заподозрила, что он не потерян, а лежит где-то в довольно неожиданном месте. Но полностью одобряла её решение отправить подруг дальше по маршруту… И совсем уж разревелась от истинно верного поступка Ширасе, хлопнувшей своим миллионом по стойке кассы в аэропорту. Вот, так и надо поступать, учитесь, люди!

Или, опять же в самом конце разговор о том, что они действительно будут вспоминать проход 40й, 50й и 60й параллелей и всяческую морскую болезнь как что-то приятное, хотя в момент перехода их – им будет отнюдь не весело. Они поняли, что преодолённое всегда вспоминается в положительном свете: было тяжело, но мы смогли. Мы смогли, ибо мы круты!

Очень, очень много интереснейших и весьма актуальных для современного обычного и в сущности ничем не выдающегося на первый взгляд человека проблем здесь нашли отражение. «На первый взгляд» - это потому, что любой человек, который что-то делает - очень скоро оказывается в чём-то уникальным и просто замечательным. Ничем не выдаются те, кто не делает ничего.

И поэтому сериал таков и есть. В нём в сущности три посыла: не объявляй невозможным то, что на самом деле лишь сложно или маловероятно. Уважай желания свои и других. И… ДЕЛАЙ! А чтобы донести эти глобальные мысли именно как глобальные, не давать человеку завязнуть в частностях и мелочах до того, как он примет их всем сердцем (потом-то с мелочами надо разбираться всегда – стратегия без тактики никуда, но тактика без стратегии вообще ведь бессмысленна) – вот чтобы не погряз раньше времени – нам всё так и подают. С утрированно дурацкими девицами, с утрированной целью в виде Антарктиды, которая действительно в километраже от Токио дальше чем космос. В общем – именно так и надо было этот сюжет придумывать и так и надо было снимать.

Всем неуверенным в себе посвящается.
Tags: anime, поумничала, юмор и вообще забавное, きもち
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments