イヴの時間 - салон одной яки (yakabito) wrote,
イヴの時間 - салон одной яки
yakabito

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Bokura ga Ita

僕等がいた



Жанр: сёдзе, романтика, школьная жизнь
Выходил: июль – декабрь 2006
Английское название: “We were there”
Русское название: “Это были мы”
26 серий
Оценка: 9 из 10


Это дубли у нас простые!
(А. и Б. Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу".

Кто не успел — тот опоздал.
"Закон метро".


Переход в старшую школу означает: "Пора влюбляться!" По крайней мере — именно в этом возрасте очень многие девочки... превращаются в девушек. Следовательно, для нашей Такахаши Нанами (можно просто Нана) это взаимосвязано. К тому же она попадает в один и тот же класс с неким Яно Мотохару, который, говорят, ужасно популярен среди девочек. Окажется ли Нана одной из них? Или возненавидит его? Или... "это дубли у нас простые". Здесь всё реально сложно.



Честно говоря, я помню, что этот сериал упоминался ещё лет десять назад, когда этого ЖЖ ещё не было, а я общалась с израильскими русскоговорящими анимэшниками на АИкоме. И его там активно противопоставляли какому-то другому (и очень понравившемуся мне) сёдзе примерно того же времени. То есть натурально среди любительниц этого жанра шла война на уровне фанатов Аски и Рей среди любителей NGE или Ранко-филов и Шерило-фанов среди любителей "Macross Frontier". Поэтому сериал я запомнила, но отложила в долгий ящик: я-то была в лагере фанаток другого сериала. Сейчас же, испытывая очередную асфиксию от недостатка сёдзе — решила ознакомиться. И поняла как его сторонников, так и его противников. Но, обо всём по порядку.

Итак. Чисто технически — одно из нареканий "противников" становится очевидным мгновенно. Сериал нарисован просто ужасающе. То, что мы видим на официальном постере — не похоже на содержимое вообще никак. Сериал рисовался просто "на отвали!". Причём и рисовался странно. Во-первых, ужасающая рисовка глаз. Да, мы понимаем, что в человеческом глазу свет отражается. Но здесь получилось что-то совсем невменяемое. Почти по Гребенщикову:



Здесь глаза как колодцы, но нечего пить

Кстати, обратили внимание, что у Нанами нарисован только один глаз? Зачем рисовать второй? Строго говоря — глаза вообще не нужны. Как и любые другие черты лица:



морды не нужны!

И такого вот "счастья" в сериале — больше, чем слишком много. Нет, там полно картинок со всеми деталями. Но... в соответсвующем стиле и в соответствующей детализации. Смотреть это, прямо скажем — тяжело.

Зато, поскупившись на рисование — не поскупились на музыку. Опять же, не могу сказать, что она супер-гениальная, но её очень много. Семнадцать песен (один опенинг, всё остальное — эндинги и вставки). Причём у меня чёткое ощущение, что все песни писались конкретно для этого сериала. Нет, ни в одной песне не упоминаются конкретные имена, но они настолько сильно увязаны с повествованием, настолько здорово дают кусочки понимания ситуации или эмоций (что тоже ситуация), или даже детали историй персонажей!

За что, кстати, следует поклониться переводчикам: я, со своим "интуитивно-логическим" нихонским чувствовала, что песни очень сильно связаны с сюжетом. Но в наши времена переводить тексты песен в анимэ чаще всего ленятся. И было бы крайне обидно, если бы и здесь поленились. Но нет — все песни переведены (перевод даётся один раз, даже если песня повторяется, но это не беда).

Ещё надо отдать дложное оформителям переваода. Я, право слово, не представляю, как это смотрели нихонцы. Хорошо, отличать где это кто подумал и сказал — можно по голосу. Но отличать "подумал" или "подумал и сказал" — из картинки очень тяжело. Ещё, кстати, одно нарекание сериалу. Но если смотреть в хороших субтитрах — а они есть — то по цвету становится понятно: это было таки сказано или только подумано. Спасибо за .ass субтитры: Работали над переводом:

Nodanoshi - boku@nodanoshi.net

Blackly - blackly@inbox.ru

laci - редактирование.

Хотя местами есть косяки перевода, но маленькие. В общем — сериал вообще рушится если смотреть в дабе.

Что вообще-то наводит на определённые мысли, но о них потом.
Теперь поговорим о плохом в сюжете. Если быть до конца честной — я такового не нашла. В нём есть классические штампы "как только мы, наконец, собрались сделать что-то — нас отвлекли". Но в отличие от многих сериалов количество подобных случаев не вылетает за пределы реальных вероятностей. Есть моменты, когда герои тормозят сказать то, что надо сказать. Но это закон жанра — где вы видели анимэ про школьников, и чтобы они не тормозили? К тому же здесь, прямо скажем, они это делают ну раза три-четыре. Нельзя сказать, что сюжет весь построен на том, что персонажи не решаются сказать что-то важное, как это часто бывает. Понятное дело, герои временами просто выбешивают, и я регулярно гормогласно заявляла всякое типа: "А потому что ты — козёл!" или "Дура, блин..." Но строго говоря, такие моменты были довольно органичны. То есть выбешивающие глупости они все совершают потому, что они вот такие люди (и в таком возрасте тоже). И нельзя сказать, что они совершают их так уж часто. И при этом, что главное — совершенно точно знаешь, что в сущности они люди хорошие, но вот косякнули. То есть неприятности в сюжете есть, но они не выходят за рамки... рамки приличного.

Пожалуй, единственное, что можно поставить как минус сюжету — это его комплексную маловероятность. В том смысле, что, скажем бывает так, что парня бросила девушка, а он влюбляется в другую. Первый элемент мозаики. Бывает, что женщина выходит замуж второй раз. Второй элемент. Но чтобы вот все появившиеся в сериале элементы оказались "в одной коробке" — вероятность низка. Тем не менее — именно "низка", а не "отсутствует".

И теперь перейдём к главному. К восторгам. Вообще говоря, если бы не мои чисто технические нарекания — я бы смело поставила этому сериалу оценку "шедевр". Причём, шедевральность его, так сказать, кусает себя за хвост и обуславливает техническую проблему. Дело в том, что у меня чёткое впечатление, что госпожа Обата Юуки (автор исходной манги) собственно как мангу эту историю оформила просто потому, что надо было мангу. Или потому что обычным литературным текстом типа "повесть" она не владеет, но все эти картинки в данном случае совершенно вторичны — их задача просто обозначить "и тут она побежала", "и тут он уныло сгорбился". На самом же деле — основная нагрузка это текст. Что сказано и что подумано. И вот здесь — полный восторг!

Я очень люблю сериалы, где есть какая-то информация к размышлению. Какие-то мысли, какие-то может быть даже руководства к действию. Здесь их — море. Он, фактически весь состоит их этого: информации, мыслей и руководств.

Возьмём самый поверхностный, и в общем-то ожидаемый лейтмотив: "А что такое любовь?" Естественно, напрашивается ответ: "Это когда нам вдвоём хорошо, приятно и волнительно." Но правильный ли это ответ? Правильный. Тактически — когда есть любовь так бывает. А это так автоматом происходит или надо что-то делать? И если делать — то что? А если даже мы знаем"что", то "как"? И все эти вопросы перед нами встают не просто в полный рост, а прямо-таки развернув плечи. Что особенно меня радует, что чёткого и однозначного ответа типа "любовь — это труд" здесь нету. В целом, есть вполне явный и совершенно справедливый ответ, что необходимым условием для любви является глубинное, подлинное доверие к любимому. Но это именно что "необходимое" условие в математическом смысле, без него любви не будет, а с ним — может быть будет, может быть нет, зависит от других факторов. То есть на самом деле выясняется, что любовь (долговременная, а не вспышка приязни) — это целый комплекс очень разных вещей, которые в сериале и обозначены.

Например — своевременность. То самое, что так бесит нас во многих школьных сериалах: не успел, не сказал или сделал что-то вовремя, постеснялся, или решил, что ситуация неподходящая... Всё, ты проиграл. Любовь дала трещину и склеивать её займёт много труда. Если вообще сможешь. Внимание, хочу отдельно подчеркнуть: хотя всё предыдущее в этом абзаце я написала в мужском роде, к девушкам это относится точно так же. То есть "не успела, не сказала, не сделала, постеснялась, решила, проиграла". Любовь — это взаимодействие, а не "игра в одни ворота".

Но самое потрясающее — это собственно персонажи. И в этом вопросе для меня сериал был потрясающим вдвойне. Дело в том, что я его смотрела как в зеркало. Которое да, регулярно показывает мне мои собственные недостатки. Это, конечно, болезненно, но важно. Удивительно другое: до одиннадцатой серии, пока история любви Нанами и Яно-куна не обросла треугольниками с обоих сторон — я... нет, не "пикировала в тело", не "смотрела глазами", но раз за разом видела свои поступки, свои слова, даже свою историю... в Яно-куне. И мою любимую девушку в Нанами. Просто вот до безобразия — у меня похожая история и очень многие похожие мысли и слова, как у него. И у моей любимой — похожие мысли, похожие сомнения, похожие желания. Да-да, включая извечное наше женское "если я не смогла изменить партнёра — значит я не подхожу". Но это опять же — только маленький кусочек того, что происходит.

И то, что Яно-кун — на самом деле предатель и слово нарушал не раз — здесь не важно. А он действительно предатель. И действительно творил то, что вроде бы по его мнению не делал. Банально, он обезщал не отталкивать Нану, но даже физически седлал это. И не выталкивая её из-под огня. Но этого не помнит, не осознаёт, козлина! Забегаю вперёд: в некоторых случаях я вру. В двух пунктах и стабильно. Но вру настолько стабильно, что подкопаться очень сложно. В этом-то и суть. В моей лжи нет предательства. Тоненькая косточка - я не нарушаю слова. И моя ложь настолько сложно отличима от правды, что лучше бы ею и была. Опять же ключик: отличить таки можно. Но хотим ли мы этого? И... ну, просто: я была со многими. И только один раз я сказала «давай жить вместе» девушке, с которой будущего не видела. То есть солгала ей. За что до сих пор себя грызу, могла бы не говорить, дурища, а человеку надежду дала! Вот это реально стыдно.

Косяки — о, да. Мы их делаем в индустриальных масштабах. И я — не исключение. Хотя если говорить обо мне лично, то я чётко знаю, что обошла в разы больше граблей, чем налетела. Но ложь — два раза системно. Предательство — один, случай, а не системное предательство. Яно-кун предаёт не раз. И лжёт (что важно). В том числе сам себе тоже не раз и не по одному поводу.

Это очень интересное ощущение: видеть свои поступки, свои мысли, даже совпадения в истории жизни у человека, который явно не ты. Потому что я — не Яно-кун. Ну, по ряду параметров, хи-хи! И моя любимая — точно не Нанами, у неё и история другая, да и просто, уж извините, Нанами заметно менее умная. Ну, мне заметно. Тем не менее — я понимаю (и даже где-то могу отрефлексировать чуть быстрее, чем на экране) их обоих. Но в этой части Яно-кун это я.

Особенно сильно меня потрясло совпадение по одному вопросу. В смысле вот буквально — как мы смотрим в зеркало: я и она смотрим на Яно-куна и Нанами. Отношение к предыдущей любви. Мы все совершенно справедливо желаем, чтобы если нас любят — то я была бы единственной для любимого. Но падаем в ловушку единственности. Наш экс- (или наша экс-, коль скоро я пишу "от Яно-куна, то продолжу в мужском роде) могла нас бросить, делать всякие обидные и неприятные вещи. И, конечно, обида в нас живёт. Но это не обязательно значит, что любовь превратилась в обиду или даже равнодушие. Оказывается, можно продолжать любить. Да, она не со мной. Но я всё равно желаю ей счастья, а если что — помогу. Да, я уже с другой, и она для меня номер один. Но это не значит, что ты для меня — никто. Это очень сложная материя, внутри которой, если покопаться лежит банальная ревность. Так или иначе, тупая или поумнее — но она. И тут опять же мы выходим на важный и не всегда очевидный момент: ревность нужна. Она обусловлена текущими экономическими реалиями. В нашем текущем обществе всё-таки семья из двух родителей — наиболее эффективна, и появление третьих-четвёртых — угроза разрушения этой эффективной конструкции.

Вообще-то тут можно развернуть целую дискуссию об экономических причинах полигамии, полиандрии и всяких других вариантов семьи. А так же о том, нужны ли куны и прочее такое. Но я не об этом. Я о том, что нам легче думать двоично. Свой/чужой. И, что греха таить, девочки к этому склонны больше — извините, пока носим, рожаем, кормим — возможности "добыть еду" падают, и если мужик уйдёт к другой — естественно, всё плохо. Поэтому мы видим соперницу в любой женщине, да и в друзьях-мужиках тоже. Но не осознаём, что это уже прошлое. Что для выживания на современном уровне человек да, должен иметь свою единственную, но это не значит отторжения всех остальных.

И это снова приводит нас к вопросу доверия. Я доверяю, что ты не уйдёшь. Ты доверяешь, что я пойму, что это тоже важный "для тебя" (а на самом деле - "для нас") человек. Люди в массе своей научились дружить. Но как только в дело вступает любовь — резко забываем и о дружбе, и о доверии. И тогда наша ревность, которая в целом вполне полезное чувство — приводит к поистине ужасным результатам.

Понимаете, вот Нанами хочет быть единственной. Она знает, что Нана (очень забавно придумано: предыдущая девушка Яно-куна имеет имя, отличающееся на один иероглиф от её собственного) — в сущности его предала. Соответственно — он должен её ненавидить, а Нанами — любить. И мы не знаем, что он предал её на порядок страшнее, это за скобками. А если он любит её даже после всего этого — значит не любит Нанами? Что особенно прекрасно — через этот сложный вопрос они таки сумели перевалить. Но вот реально — я смотрела в зеркало.

Пожалуй, здесь как раз есть ещё один момент, который можно условно отнести к нареканиям. Одинадцатая серия. Это поворот, когда история непростой любви двух человек резко превращается в сложносочинённую фигуру. Получилась смена формата: мы начали смотреть одно, а теперь смотрим другое. Не шибко замечательно это ощущается, но если подумать — то всё нормально. Это ведь живые люди, они в социуме, и жили в социуме. Так что, набравшись решимости — можно и даже нужно смотреть и дальше.

И таки да. Отношение меняется. Во-первых, ну именно что — расширение границ. Во-вторых, для меня это был второй сюрприз: как в первой части я видела свои мысли в Яно-куне и понимала, но именно что понимала, не видела себя в Нанами... то здесь внезапно я поняла, что и дальше я — мужиГ. Что я думаю, делаю и чувствую - размазалось по двум парням. И Яно-кун заметно утерял зеркальную идентичность, а вперёд вышел Такеючи-кун. Вообще-то он и раньше мне был очень симпатичен, но тут вдруг он начал так выступать, что реально стал моим зеркалом на много больше, чем Яно. Столько всего я думаю и чувствую как он — это просто обалдеть! Нет, я при этом регулярно вижу свои мысли у Яно. Я по-прежнему очень понимаю Нанами. А ещё я дико начала понимать Юри (хотя многое подозревала и раньше, а в некоторых случаях — вела бы себя абсолютно так же). И дико со-чувствую ей. Но они — не я. Удивительным образом, в этом сериале я понимаю и в каких-то моментах именно со-чувствую буквально всем. Да, кстати, ведь ещё Аяка! Просто потрясающий персонаж второго плана! Её я тоже ооооочень понимаю. И, пожалуй, будь я ею — сказала бы то, что она сказала, не больше и не меньше. Но и она — не я. Так вот, забавно то, что в этом сериале то, что я обычно делаю, говорю и думаю — выдают два мальчика.

Чем ещё сериал прекрасен? Совершенно забыла сказать — с моими любимыми эмоциональными кадрами тут плохо, они есть, но мало и слишком банально. Ну, так это же текст! Прекрасен он именно тем, что показывает всю сложность такого вроде бы простого чувства, как любовь. И сложность судеб людей (тьфу, два слова на "с" подряд, банальная стилистическая ошибка, впрочем я её тут совершаю уже не первый рпз!). Опять же — личный пример: во второй половине сериала я чем дальше, тем больше вижу, что Такеючи-кун — очень похож на меня мыслями и, так сказать, паттернами. То есть не только "что" он думает, но и "как" он думает. И действиями, которые из оных мыслей происходят. И очень за него болела, хотя по сути сюжета знала, что сейчас ему не светит. Но вот в чём хитрость! Где-то на заднем плане я думала, что я б ему дала. И вообще хочу такого мужа. То есть лучше бы у него с Нанами ничего не вышло, а вышло со мной. О, привет, ревность! И ой, это что — я сама за себя выйти хочу? Кру-у-уто!

Понимаете, это очень здорово, когда сериал вызывает вот такое "размножение мозгов". Вроде бы тема-то банальная, но каково, а!?

И ещё одна прекрасная неожиданность: в целом я всё-таки люблю законченные истории. Ну, типа "жили они долго и счастливо, и умерли в один день". Ну, хотя бы точку в конце главы, а не повисшее на половине слово. Здесь — очень здорово. Чем всё кончилось — мы совершенно не знаем. Очень хочется узнать — поехала ли Нанами в Токио, или вышла таки за Такиючи, или вообще что-то совершенно тысячедвадцатьчетвёртое. Но при этом — при всём этом желании узнать "что же дальше-то было" — история закончена. Название гениально: "Это были мы". У нас так было. Потом началась другая история. Конечно, связанная с этой, но эта история таки рассказана.

Сложно выдать какое-то заключение. Наверное так: это сериал, который надо смотреть вообще всем. Но (а что было сказано перед словом "но" — не имеет значения?) только тогда, когда у тебя назревает вопрос: что делать с чувствами. Он возникает у всех рано или поздно, и не по разу. Но пока не возник - не надо.
Tags: anime, romance, school, shoujo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments